Важно также следовать определенным нормам и стандартам, которые применяются для производства труб для нефтегазовой промышленности. В таком случае приходится во многом полагаться на опыт зарубежных коллег. Начальник отдела по надзору за объектами нефтегазовой добычи и магистрального трубопроводного транспорта поведал о том, что за последнее время в России появились и реализуются разные проекты в больших масштабах. Они направлены как раз на строительство нефтяных и газовых магистральных трубопроводов. География реализации проектов очень широка, начиная с Каспийского и Балтийского морей. Безусловно это все дает мощный толчок для будущего развития экономики страны, энергетической составляющей. Но несколько обескураживает тот факт, что при столь высокой востребованности труб отечественного производства, они остались на задворках строек века. Отсюда возникает вопрос, является ли это разговором мировых корпораций или все-таки реальной оценкой состояния нынешнего трубопроводного промышленного производства. Следует разобраться с этим вопросом, поскольку очень обидно за потенциал государства.
Не может не огорчать тот факт, что отечественная промышленность не имеет перспективных заказов. А лакомые кусочки попали в чужие руки. Однако если взглянуть на ситуацию другой стороны, с точки зрения государственного надзора, то стоит признать, что в этом есть доля вины соотечественников. Российские трубные компании, которые занимаются реализацией крупномасштабных проектов должны заниматься производством качественной продукции. Во многом все зависит от возможностей производителей, которые должны научиться производить трубы в необходимом объеме и за оговоренные сроки. Но, к сожалению, наши производители не всегда могут похвастаться своим первенством.
Большинство проблем связаны с отсутствием возможности выполнять поставки качественно и за сжатые сроки. Выйти из положения можно только объединив усилия, но пока заводы не научились объединять свои мощности. Так вышло, что создание сети магистральных трубопроводных систем в советское время и дальнейшее развитие в России преимущественно проводилось с применением зарубежных труб. Это отрицательно сказалось на создании норм и не предоставило возможностей разработать прогрессивные стандарты.
Используемые трубы в нашей сети магистральных трубопроводных систем были произведены исключительно согласно индивидуальным техническим нормам. Они разрабатывались иногда на небольшие партии продукции. Главными недостатками системы ГОСТ для нефтегазового производства заключается в том, что стандарты были разработаны, учитывая узкие интересов ведомства, следуя возможностям изготовителя, не в целях удовлетворять нужды потребителей.
Помимо этого, система ГОСТ нефтегазовой отрасли была крайне неповоротлива и почти не реагировала на изменения ситуации. В конечном итоге система стандартизации, разработанная на основе ГОСТ, стала тормозом на пути принятия решений, когда возникла необходимость в развитии производства высокотехнологичного оборудования, которое нужно для улучшения интенсивности работ, повышения уровня производительности и освоения извлечения запасов нефти и газа. Наши производители долгие годы продолжали выпускать морально устаревшее оборудование в больших масштабах. Выпускаемое оборудование было нерентабельно и ненадежно в пользовании, по этой причине оно мало использовалось внутри государства и практически не имело спроса за пределами России. За последние десятилетия в мировой нефтегазовой промышленности следуют устойчивому правилу: использовать международные стандарты и признанные системы добровольной сертификации. В то время как оценивают специалисты, ГОСТы нефтегазовой промышленности совпадают с международными стандартами немного больше, чем на 10%. Поэтому главным правилом, которому нужно следовать для выживания и развития отечественных производителей нефтегазового оборудования, является переход на международные нормы, адаптированные к российским условиям.
Объединять усилия специалистов начали тогда, когда создали межотраслевой совет по стандартизации. Но действия происходят очень медленно, не соответствуют потребностям текущего положения и дальнейшие перспективы. В целом работа по улучшению наших стандартов и созданию новых в значительной мере отстает от нужд нефтегазового рынка. Чтобы выйти на международный рынок, начать выигрывать тендеры на поставку продукции нефтегазового сектора, российским компаниям следует свободно использовать современные международные стандарты. В мировой практике ключевым стандартом является спецификация Американского нефтяного института. В момент перехода на рыночные отношения ряд отечественных производителей освоил производство продукции, полагаясь на стандарты Американского нефтяного института. Благодаря современным действиям производители смогли принять участие в реализации нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, газопровода Россия-Турция, трубопроводов сахалинских проектов. Поэтому все не настолько печально, как кажется.
Формирование норм и стандартов
Первоначально любая продукция должна быть изготовлена в соответствии со своим изначальным предназначением. Она представляет собой непосредственное отражение технологического уровня производства и спроса общества. К примеру, в послевоенный период для строительства промысловых трубопроводов с успехом применяли бывшие в потреблении артиллерийские стволы. Очень важно учитывать особенности обеспечения безопасности на этапах развития и функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта природного газа, нефти, нефтепродуктов и других опасных жидкостей тесно связаны. Несмотря на то, что они выполняют огромную роль в обеспечении энергетической безопасности страны, важно помнить и о серьезных последствиях, если вдруг возникнет авария.
- Повреждения коррозией.
- Брак на этапе проведения строительно-монтажных работ.
- Брак при производстве труб, запорно-соединительной арматуры, прочее.
- Нарушение условий эксплуатации.
- Внешнее воздействие, которое создает дополнительные нагрузки на стенки труб.
Причиной аварий в 12% случаев является развитие дефектов, которые были допущены в процессе производства труб и комплектующих. Например, причина может быть в несовершенстве технологии формирования трубного листа, что способствует развитию образования трещин.
- Несовершенство технологии изготовления изделий.
- Заводской контроль качества во время изготовления на недостаточном уровне.
- Несовершенство нормативной базы.
- Непрофессиональный подход персонала к выполнению прямых обязанностей.
Требования, которые выдвигаются по отношению к системам трубопроводной транспортировки природного газа продиктованы возможностью катастрофического развития последствий аварий. Безопасность объектов должны быть на максимальном уровне надежности, осуществляя бесперебойные поставки углеводородного сырья при одновременной минимизации угрозы возникновения аварий. Одним из факторов, угрожающих безопасности транспортировки газа является потребность развития сети морских трубопроводов. В таком случае должны быть установлены особые требования, например, повышенная толщина стенок, максимальные показатели цилиндричности, устойчивость к коррозии и прочее. Как показывает опыт надзорной деятельности, что допущенные ошибки или брак имеют огромную цену. Вероятность ошибок во время строительства, при испытаниях или эксплуатации постоянно увеличивается. Ущерб, полученный во время аварии на море несколько серьезнее, чем на континенте. Поэтому нормативная база должна быть несколько ужесточена.
Разница между нашими новыми стандартами и зарубежными
Уровень требований, которые заложены в нормативные документы должен быть в соответствии с уровнем технологического развития производства. Как показывает мировая практика, для изготовления труб нефтегазового назначения используется свыше 20 технических спецификаций, которые устанавливают диапазон требований. Нормативная документация должна постоянно совершенствоваться, учитывая улучшения технологии производства продукции, а также технологии контроля качества. К установленным стандартам относятся химические и механические свойства, допуски по геометрическим размерам, а также ряд процедур при контроле качества.
- Стандарты на линейные трубы.
- Общие спецификации.
- Специальные спецификации.
Процесс реализации закона о техническом регулировании в нефтегазовом сегменте
Данный процесс идет по бесперспективному пути. Это связано с тем, что все регламенты пытаются подогнать под один шаблон и ввиду того, что нет конкретного представления о современной системе регулирования безопасности в нефтегазовом сегменте. Несмотря на то, что нормативная база для развития нефтегазовой промышленности почти полностью отсутствует или считается безнадежно устаревшей. Как показывает мировая практика, для того, чтобы удачно освоить нефтегазовые ресурсы, нужно иметь специальный подход к регулированию безопасности.
Проекты, которые реализуются согласно специальным техническим правилам, представляют собой набор требований. В специальных технических регламентах должны содержаться минимальные требования. Недостатки, которые есть у нормативного регулирования безопасности, достаточно сильно влияют на конкурентоспособность российских компаний. В связи с этим порождаются несовершенства системы оценки безопасности объектов, и, как результат, самой продукции.