У него произвольное расположение к направлению течения рабочего вещества. Представлены как запорные, регулирующие или распределительные приборы. Главная цель использования заключается в работе с газообразными и жидкими веществам. Также применяются с вязкими и загрязненными, суспензиями, пульпами, шламами. Нашли широкое применение на магистральных газопроводных и нефтепроводных системах, в системах городского газоснабжения, на резервуарах, котлах и в других сферах.
- простая конструкция;
- маленькие габариты;
- быстрый поворот;
- можно использовать для вязких и загрязненных сред.
Современный рынок представлен огромным разнообразием кранов. Каждый вид имеет свои преимущества и особенности.
Различают ручное и механическое управление кранами. Что касается шаровых кранов, которые принято использовать в магистральных газопроводных системах, то для них применяются еще пневмогидравлические приводы. В таких приводах на поршень в цилиндре оказывает воздействие вещество, находящееся под давлением газа, отбираемого из системы трубопровода. Таким образом это способствует плавному и безударному функционирование привода.
На рынке представлены изделия, которые различаются по направлению течения вещества. Они бывают проходными, угловыми, 3х-ходовыми. В первом случае направление потока не будет изменено. В угловых направлениях течения может быть изменено на 90 градусов. Трехходовые оснащены одним выходным и двумя входными патрубками. Это допускает смешивание течения веществ с отличающимися характеристиками. Такая характеристика свойственна смесителям, используемым в сантехнике. Главное несходство состоит в том, что у кранов разные формы затвора, которые могут быть сделаны, как в виде шара, так конуса и цилиндра. Шаровой кран относится к традиционным видам, они широко используются во многих сферах. Но больше всего применяются конусные краны, несмотря на то, что у этой конструкции есть некоторые недостатки. У цилиндрических кранов ограниченная сфера использования.
Конструкция и принцип работы
Направления потоков среды в T- и Г-образных трехходовых кранах.
Корпус и пробка — это ключевые части крана. Сквозное отверстие нужно для прохода вещества, оно находится в затворе. Поворот пробки позволяет управлять краном. В случае поворота на 90 градусов полностью перекрывается ход вещества. В случае поворота на меньший угол частично перекрывается ход вещества. Таким образом кран можно использовать, как устройство для регулирования потоков. 3-х ходовые краны. В таких кранах у пробки есть дополнительные отверстия. Таким образом можно применять краны для перенаправления потока вещества. При повороте пробки вещества изменяет направление из входного отверстия в одно из двух выходных. Если пробка находится в промежуточном положении, исходя из конструкции крана, то вещество может иметь как два направления, так и целиком перекрыться.
Различия в конструкциях
Шаровые краны считаются наиболее универсальными изделиями. Допускается применение в трубопроводных конструкциях как с большим диаметром, так и с маленьким. У этих изделий имеется запирающая и регулируемая составляющая в виде сферы. Пробка выступает в роли затвора. Она тоже представлена в виде сферы. Внутри находится сквозная круглая пройма, через которую проходит среда. Чтобы полностью закрыть или открыть отверстие, нужно повернуть шар на 90 градусов. Диаметр отверстия в основном совпадает с внутренним диаметром трубопроводной системы, куда устанавливается кран. Гидравлические растраты в случае прохода рабочего вещества через открытый кран очень малы. Их можно сравнить, как при проходе рабочей жидкости через трубу. Это можно считать достаточно ценным качеством, которое сделало шаровые краны ключевым запорным элементом, применяемое в линейной части магистральных газопроводных систем. Стоит отметить, что для уменьшения габаритов и крутящих моментов, которые нужны для управления арматурой, иногда могут использоваться суженные краны.
Плюсы таких изделий:
- небольшие гидравлические потери;
- высокая степень герметизации;
- надежность;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- простой способ управления.
Седла в корпусе изготовлены в форме колец из различных видов пластмасс. Таким образом это способствует надежной герметичности. Кроме того, гарантирует легкость и плавность поворота шаровой пробки. Но при этом ограничивает использование таких кранов для сред, в которых температура не более 200 градусов.
Шаровые краны представлены в широком ассортименте, имеют различные исполнения. Главные различия заключаются в конструкциях запорных органов. Встречаются сооружения с плавающим шаром и в опорах.
Еще одним из распространенных типов арматуры является конусный кран. Он имеет очень большие габариты и для облегченного управления нужны специальные решения. Его запирающий или регулирующий элемент представлен в виде конуса. В пробке есть сквозное отверстие, которое по сравнению с шаровыми кранами, имеет не круглую, а трапециевидную форму. Оно обеспечивает проход вещества при открытии.
Конусные краны заключают в себе два условия, которые весьма трудно сочетаются между собой. Одним из таких является создание плотного и герметичного контакта между коническими поверхностями пары корпус—пробка. В таком случае важно обеспечить свободный плавный поворот пробки. В таком случае не нужно допускать заклинивания и задирания уплотнительных поверхностей. Последнее условие диктуется из-за того, что возникает потребность в производстве корпусов и пробок из материалов, которые обладают хорошими антифрикционными свойствами. К этим материалам относятся латунь, бронза, чугун. Они способны ограничивать практическое использование конусных кранов. Бывает так, что для изготовления конусных кранов используется углеродистая сталь, диаметр которой составляет до 200 мм. Однако пробку в таком случае изготавливают из чугуна, либо используют особую технологию смазки уплотнительных поверхностей.
Изготовление конусного крана — очень непростой процесс. К тому же, его нужно отрегулировать таким образом, чтобы наладить стабильную величину усилия, которое требуется приложить для поворота пробки. По этой причине они почти непригодны для применения с электро- или пневмоприводами управление происходит вручную.
- необходимость в больших крутящихся моментах;
- необходимость в тщательном обслуживании;
- высокая степень износа, приводящая к снижению герметичности.