Самой распространенной запорной арматурой является кран, вентиль и задвижка. Они используются буквально везде, хотя работают совершенно по-разному. Кран может быть шаровым, либо же конусным. Это его единственная классификация, по которой его разделяют. Запорный орган этой арматуры вращается исключительно вокруг свой собственной оси. Именно при повороте и осуществляются открытия и закрытия. Кран имеет один большой недостаток — им очень трудно плавно регулировать поток. При малейшем смешении штурвала, сила действия потока сильно изменяется.
Более технологичной арматурой является вентиль. Именно он используется повсеместно. Он является основной арматурой дренажных и безопасных технологических трубопроводов и магистральных сетей. К вентилю нужно относиться внимательно, особенно при его установке на трубопровод. Дело в том, что все вентиля классифицируются по-рабочему давлению. Если на вентиль будет подаваться слишком высокое давление, то он быстро выйдет из строя. Также вентиль имеет направление движение среды, то есть его нужно устанавливать определенной стороной. В противном случае вентиль работать не будет. Для определения направления движения среды, на арматуре указана стрелка. Что касается работы, то запорный орган движется параллельно оси потока перекачиваемой жидкости.
Задвижка в большинстве случаев используется на различных всасывающих и нагнетательных линиях трубопроводов. Дело в том, что задвижка обладает высокой герметичностью и способна работать под высоким избыточным давлением. Также задвижка активно используется в технологических установках. Это могут быть как компрессорные, так и насосные технологические установки. Также задвижка применяется в сложных массообменных и ректификационных колоннах, сложного нефтехимического производства.
Обслуживаем и наладкой трубопроводной арматуры занимаются обычные слесари, работающие на производстве.